Установка на автомобиль ксеноновых фар, в зависимости от некоторых обстоятельств, может облегчить или испортить жизнь предприимчивому автомобилисту. И не только ему, но и другим участникам дорожного движения.
В чем преимущества ксеноновых фар? Они значительно лучше, чем обычная светотехника, освещают дорогу. Особенно в дождь, туман или снегопад. Не нужно напрягать зрение, ты видишь все, потому что ксенон дает больше света, его лучи пронзают естественную завесу в виде тех же капель, захватывая больше пространства, эффективнее освещая дорожное полотно и обочины. И срок службы у него выше, чем у галогенных ламп, причем, в разы. Казалось бы, за чем дело встало, даешь ксенон! Идем в магазин, покупаем и устанавливаем. Ездим, радуемся. Зачастую — до первой встречи с инспектором ГИБДД, которая может закончиться лишением прав, если в своей самодеятельности вы не учли несколько принципиальных моментов.
В законе
Иномарки, на которые газоразрядные ксеноновые лампы установлены производителем, подозрений не вызовут, потому что в фарах нет ничего, что не соответствовало бы конструкции автомобиля. Иными словами, к штатному ксенону никто никогда не придерется, поскольку светотехника прошла сертификацию и пригодна для использования именно с газоразрядными источниками света.
Может возникнуть такая ситуация: автомобиль на момент продажи не имел штатного ксенона, но, спустя какое-то время, он появился именно на этой модели. Как лучше поступить? Купить новые фары — точно такие, которыми комплектуется обновленная производителем модель. Они будут оборудованы автоматическим корректором светового пучка и омывателем, значит, к вам по-прежнему никто не предъявит никаких претензий. Вставите ксеноновые лампы в старые штатные фары — ждите неприятностей.
Легален ли ксенон в противотуманных фарах? Если они входят в комплектацию автомобиля и в них используется газоразрядный источник света, однозначно, да. Просто потому, что иного не предусмотрено конструкцией автомобиля. Тут никто не вправе оштрафовать вас или лишить прав.
Допускается установка ксеноновых ламп в «противотуманки», где их прежде не было, если эти фары изначально предусмотрены для возможного «внедрения» ксенона. «Легитимность», как и на головной светотехнике, должна быть подтверждена соответствием маркировки лампочек и фар: DС означает, что ксеноновые лампы годятся только для ближнего света, DR — для дальнего, DCR — для обоих режимов работы. Как видим, присутствие в маркировке буквы D дает зеленый свет вашей инициативе. Но если вы видите Н (к примеру, в сочетании HСR), то знайте, что допускается использование только галогеновых ламп. C, R и CR означают, что вариант у вас только один — лампы накаливания. Все остальные «комбинации» будут незаконными.
Итак, ксенон никем не запрещен, даже в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за его использование не предусмотрена, что, однако, от этой самой ответственности, в случае его несанкционированной установки, не освобождает. К чему же приводит самодеятельность некоторых водителей?
Не по делу
Ксенон в России не запрещен, значит, он разрешен. А если так, то на некоторые вопросы читателей (регламентирует ли закон продажу ксеноновых ламп головного света? есть ли ограничения на их рекламу?) ответ уже дан. Если коротко — никаких ограничений.
«Предусмотрена ли законом ответственность производителя и продавца за информирование потребителя о том, как правильно использовать ксенон в автомобиле?" Вопрос не совсем корректный, но мы решили его оставить. Во-первых, потому, что если не менять формулировку, то ничего не остается, как признать, что и производитель, и продавец заслуживают пару добрых слов за честность и ответственное отношение к делу, они же проинформировали клиента «о том, как правильно использовать ксенон». Во-вторых, если имеется в виду тот, кто не предупредил о последствиях незаконного использования ксенона, поскольку его об этом не спрашивали, ничего ему не будет: покупатель сам должен знать, на что идет. А вот если человека намеренно ввели в заблуждение, то на его сторону, помимо закона «О защите прав потребителей», могут встать Кодекс об административных правонарушениях РСФСР и даже Уголовный кодекс.
Мы же исходим из того, что автовладелец решил улучшить потребительские качества своего автомобиля. Ничего плохого в этом нет, если из-за новшеств не пострадает ни он сам, ни другие участники дорожного движения. А не пострадают они только в том случае, когда ксенон применен, как говорится, по делу. Но зачастую хочется получить желаемое вопреки всем запретам, и тогда жди неприятностей. Если честно, хорошо будет, если они возникнут в виде инспектора ГИБДД, который обнаружит непорядок и примет соответствующие меры. Лучше наказание, чем реальная беда. Дело в том, что ксенон, помимо своих замечательных качеств (его свет по своим характеристикам близок к дневному, он улучшает видимость в плохих погодных условиях, лучше освещает обочины и так далее, и тому подобное), таит большую опасность, если применять его не по назначению.
Казалось бы, ерунда — заменить галогеновую лампу ксеноновой. Но если объектом «тюнинга» становится фара, предназначенная только для установки обычных ламп, то водители и встречных, и попутных автомобилей будут ослеплены, что грозит тяжелыми последствиями. Когда нос машины с «левым» ксеноном задирается вверх, яркий световой пучок бьет прямо в глаза. Чтобы этого не происходило, ксеноновые фары оснащаются автоматическими корректорами, поддерживающими их правильное положение.
Кроме того, ксеноновые фары обязательно должны иметь омыватели, иначе даже тонкая пленка грязи приведет к рассеиванию света, что опять же ослепит других участников дорожного движения и одновременно ухудшит видимость для самого «тюнингера». В итоге, приходим к пониманию того факта, что простая замена галогеновой лампы на ксеноновую не только не решает задачи улучшения потребительских качеств, но приводит к их ухудшению. Ездить на «авось» — не выход: можешь сам попасть в ДТП или (и это уже подчеркивалось) в лучшем случае нарвешься на принципиального инспектора ГИБДД, который оформит протокол по полной программе.
Стоит ли игра свеч?
Шутка о том, что если нельзя, но очень хочется, то можно — явно не про случай с ксеноном. Попадетесь — отделаться штрафом, если вас застукают за управлением, не получится. Хотя в перечне нарушений ПДД, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства, а также в КоАП, ксенон напрямую не запрещен, пары статей, под действие которых подпадает его несанкционированное использование, вполне достаточно, чтобы оставить вас без прав. Вопрос только в том, какое время вы будете «безлошадным».
Из пункта 3,4 главы 3 Перечня неисправностей, узнаем, что запрещена эксплуатация транспортных средств, если «На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора».
Часть 3 статьи 12,5 КоАП РФ гласит: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ) влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений (часть 3 введена Федеральным законом от 22.07.2005 № 120-ФЗ)".
А вот, что читаем в части 1 статьи 12,4 КоАП РФ: 1: «Установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 23.07.2013 № 196-ФЗ)".
В принципе, все понятно: использование в фарах газоразрядных источников света, которые для них не предназначены, вполне можно трактовать как несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, и этого вполне достаточно, чтобы оставить вас на полгода или год, по сути, без машины. Не очень приятная перспектива, честно говоря.
Текст Александра Шеронова, фото с интернет-сайтов
При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.
Комментарии